Домашняя Довоенные годы Все для фронта... 50-60 годы 70-90 годы Школа в XXI веке Директора Ветераны Учителя Выпуски разных лет Медалисты СМИ Достижения Воспоминания Авторская Администрация школы

     В Кинель-Черкасской слободе работали одна частная гимназия Валентины Андреевны Зубковой, одна школа Министерства народного просвещения - 2 класса, 5 лет обучения, построенная в 1864 году, три церковно-приходские школы с трёхлетним сроком обучения. Число учащихся было небольшое, в классах обучалось не более 15 - 20 учеников. Занятия начинались после завершения всех сельскохозяйственных работ и заканчивались после разлива Кинеля - проводились не более шести месяцев.
   Гимназия и министерская школа были недоступны для бедняков - надо было платить за обучение. Да и в трёхгодичных школах детей бедняков было мало, а девочек почти не было. В итоге, один грамотный приходился на 60-70 жителей села, а грамотным считался тот, кто имел хотя бы один или два класса церковно-приходской школы.
   До 1919 года школа №2 расположенная на улице Кузнецкой, называлась мужской гимназией, которой в то время руководила Павлова Вера Ивановна.
   В 1919 году Совнарком издал декрет, в котором говорилось, что все неграмотные, в возрасте от 8 до 50 лет, обязаны обучаться грамоте. Повсеместно была создана единая трудовая советская школа двух ступеней. В школах I ступени обучались дети от 8 до 13 лет, в школах II ступени - юноши и девушки до 17 лет. И в нашем селе открылись такие школы, в которых стали обучаться дети рабочих и крестьян.
   Взрослое население получало образование в Школах Крестьянской Молодежи (ШКМ).

 

Из воспоминаний бывшего преподавателя русского языка и литературы Михайлова Н

Первые ШКМ в прошлом.

Школы крестьянской молодёжи (ШКМ) стали возникать примерно с 1924 года по инициативе ЦК Комсомола. Их назначение:  готовить передовиков культурников-земледельцов в условиях индивидуального и коллективного хозяйства. Соответственно данному профилю, первые ШКМ имели обширные земельные участки, набор всякого сельхозинвентаря, несколько (3-4) лошадей и продуктивный скот, домашних птиц. Это база для сельхозпрактики учащихся. Заведующими в этих школах по положению должны быть агрономы. Основным, главным учебным предметом являлся агрономический цикл: полеводство, огородничество, животноводство и, как прикладные, могли быть: пчеловодство, садоводство, и др. отрасли. Преподавались и прочие учебные дисциплины: естествознание, физика, химия, математика, русский язык и литература (всё это примерно в объеме НСШ). Таких школ было мало. В одной такой ШКМ (Ключевской Бузулукского заезда) я работал преподавателем русского языка и литературы 3 года. После этой ШКМ довелось мне работать в Богдановской ШКМ (Кинельского района) в годы коллективизации сельского хозяйства, но такой хозяйственные базы уже здесь не было. Не было ее и в Кинель – Черкасской ШКМ, куда я перевёлся из Богдановской ШКМ. Необходимость хозяйственной базы в условиях  колхозного строя, очевидно, оказалось ненужной. ШКМ превратились в общеобразовательные учебные заведения, однако ещё сохраняли, уже ни как главный, учебный предмет «Сельское хозяйство» вплоть реорганизации ШКМ в 1934г.      

Наша школа в 1932 году.

(Реликвия художника Гончарова А.И.) 

При ШКМ имелись большие земельные участки, на которых учащиеся выращивали овощи, были и мастерские: столярные, слесарные. Примерно с 1924 года и до 1932 года наша школа называлась "Школа Крестьянской Молодёжи", а с 1932 года - "Неполная средняя школа". Расположенные поблизости начальные школы влились в её состав.
   Инициатором открытия НСШ №2 был местный коммунист
передовик Пашков Герасим Никифорович. Денег на постройку школы не было, поэтому решили строить своими силами. Под руководством Пашкова Г. Н. родители и ученики взялись за строительство школы. Одни разбирали кулацкие дома, другие подвозили стройматериалы, третьи рубили стены. Нашлись и плотники, и кровельщики, и печники.
   К началу 1932/33 учебного года были готовы четыре классные комнаты. Ребята приступили к занятиям. Директором был назначен Пашков Герасим Никифорович.
   С ноября 1933 года школой заведовал Ломанцов Иван Филиппович
- человек серьезный, пунктуальный, умный. Число учащихся увеличивалось. Кроме черкасских ребят, в нашей школе учились дети из других деревень: Винно-Банново, Кожемяки, Полудни. Занимались в трудных условиях: холодные классы освещались керосиновыми лампамb/

Возникновение ШКМ №2. До 1932 года в Кинель - Черкассах была одна школа повышенного образования ( не считая сельхозтехникума), называвшаяся ШКМ. Так как для такого огромного районного центра этого было недостаточно, возникла необходимость открытия 2-й ШКМ на территории 2-го Кинель-Черкасского сельсовета.

Инициатором открытия 2-й ШКМ  являлся местный коммунист, активный передовик, крестьянин Пашков Герасим Никифорович. Он же был назначен и первым заведующим этой школой, но учебные занятия начались только с 1 сентября 1932 г. при новом заведующем приезжем вятиче Норкине Николае Михайловиче. Он в школе проработал мало, вскоре был взят на заведывание местным РайОНО.

К началу занятий укомплектовался и штат преподавателей:

1.      Завуч школы и преподаватель математике Щеглов Иван Васильевич – человек пожилой, с незаконченным высшим образованием старого времени. Проработал он здесь завучем и некоторое время директором до 1937 года, во время ежовщины (поиски «врагов народа») – был снят с работы. После реабилитации уехал  на Урал, работал завучем в ср. школе города Миасс.

2.      Гуров Григорий Степанович – местный Кинель-Черкасский уроженец, человек солидного вида, с проседью лет около 50, с большим педагогическим стажем, с образованием Вольской Учительской семинарии. Преподавал физику и одно время даже столярное дело (при школе были открыты столярная и слесарные мастерские).

3.      Работал Гуров Г. С. здесь 5 лет, ушёл по болезни. Попробовал, было, после болезни поработать в 1-й школе, но безуспешно: не смог наладить дисциплину учащихся и ушёл окончательно с работы. Помер в 1948 году.

4.      Михайлов Николай Константинович- человек среднего возраста, 38 лет, подвижный. Энергичный, с образованием Самарской Церковно-учительской семинарии, с педагогическим стажем 19 лет, беспартийный. Перевелся из Богдановской образцовой ШКМ, где был преподавателем и завучем. Ранее 17 лет работал в Бузулукском уезде с 1913 года, в те годы работал учителем и заведующим в начальных школах 11 лет, инспектором Бузулукского УОНО, преподавателем русского языка в Ключевской ШКМ. В Кинель - Черкасской ШКМ - СШ №2 преподавал русский язык и литературу 10 лет до октября 1942 года. Ушел по болезни; через несколько лет вновь продолжал работать в СШ №2 с 1949- 1952 года. Работая в этой школе, он с 1935 поступил на заочное обучение в Куйбышевский Педагогический институт, который окончил в 1940 году. Последние 6 лет работал в Кинель – Черкасском Медицинском училище, откуда в 1958 году ушел на пенсию по старости.

5.      В этом же 1932 году несколько позже меня поступила на преподавание русского языка и литературы Новикова Вера Николаевна, пожилая учительница с большим педагогическим стажем, с образованием Епархиального училища (она из духовного знания), до этого долго работавшая в начальной железно- дорожной  школе при станции Толкай вместе с мужем. Женщина умная, как педагог ценилась за умелую постановку  своего преподавания и успехи, которые  добивались в работе. Повысила свою квалификацию, поступив на следующий год, на заочное отделение русского языка Куйбышевского Педагогического института, который закончила через три года. Работала Новикова во второй школе до 1938 года, затем в первой школе. В 1945 году уехала с мужем в город Ульяновск, где продолжала работу в НСШ и педучилище, оттуда ушла на пенсию по старости.

6.      Норкина Инна Никифоровна – жена зав. ШКМ, преподавала математику. Женщина высокая, худощавая, лет тридцать, очень подвижная, деятельная, с удмуртским акцентом. Работала года два или три.

7.      Норкин Василий Иванович – брат зава Норкина, молодой человек лет 24, преподавал слесарное дело в школьной мастерской.

8.      Самсонов Василий Иванович – местный черкасский житель, пожилого возраста, преподавал столярное дуло в школьной мастерской, человек выдержанный, говорил не спеша, подбирая слова и выражения.

9.      Дыкин Иван Семенович – пожилой, лет 45, агроном, недолгое время преподавал сельское хозяйство, ушел по болезни. Вместо него назначен преподаватель сельского хозяйства молодой человек, окончивший Усольский  Сельскохозяйственный техникум – Горковой. Это высокий, Энергичный, строгий, деловой преподаватель. Проработал в школе года 2, до ликвидаций учебного предмета в связи с реорганизации школы.

10.  Виноградов Михаил Петрович-человек лет 35, высокого роста, симпатичный, преподавал химию 1 год.

11.  Отпущенникова (??) – среднего роста молодая женщина- преподавала Обществоведение 1 год.

12.  Немкина (Шанина по мужу ) Мария  Андреевна- молодая женщина из местных черкасских, преподавала Обществознание с год, потом ушла в 1-ю школу, через несколько не сколько лет опять работала во 2-й школе.

13.  Померенке(??) старик преподавал Немецкий язык. Плохо ладилось у него с дисциплиной на уроках, и результаты-неважны.

14.  Была преподавательница естествознания, но ее фамилию не запомнил, хотя в лицо хорошо представляю. Работала 1 год.

После нее в следующем 1933 году естествознание и химию преподавал Новиков Иван Николаевич (муж В. Н.) высокий узкогрудый, седой, с прической под ерша старик лет 50-и, бодрый, подвижный  до суетливости, образование его: окончил когда-то Вольскую Учительскую семинарию. Много лет служил учителем и заведующим в железнодорожных школах, заведовал в Бузулуке большой железнодорожной двухклассной школой, долгое время работал и в Толкайской железнодорожной школе, откуда перебрался во 2-ю ШКМ. Это был человек развитый, хорошо разбирался в разных вопросах жизни, в политике, характером горяч, самолюбив, прям и справедлив. Проработал во 2-й школе до 1945 года. В Ульяновске некоторое время работал в ФЗУ преподавателем русского языка и оттуда ушел на пенсию по старости. Дожил до восьмидесяти с лишним лет.

 Вот, кажется, и весь штат преподавателей 2-й ШКМ в первый год после её открытия.

Школьное здание, учащиеся, учебная обстановка.

Школьным зданием был бывший поповский дом близ церкви с пристроенным к нему пятистенником по фасаду. Это здание перед открытием школы занимал второй Кинель - Черкасский совет и правление колхоза «Путь Ленина». Классных помещений было четыре. Из подсобных помещений были: учительская, комната для библиотеки, физкабинет, помещение для сторожей - уборщиц. Занятия велись в две смены, учащихся в 1-й год было 8 групп. Принимались они с экзамена из окончивших 4 класса начальных школ (в ШКМ-3 класса). Кроме черкасских, много училось из соседних сел и деревень: Вино Баннова, Кожемяков,  Галочкина, Прокопенков, Полудней. Черкасские: с Печей, ж-д станции Толкай, Зеленки, Лево-Набережной и других улиц. Учащиеся старших групп ШКМ в большинстве были великовозрастные парни и девушки лет по 15-17. К учёбе  относились почти все учащиеся серьезно, старательно, занятия, посещали аккуратно, дисциплину держали хорошую, случаев грубого нарушения её не было. Учились добровольно, без принуждения. Кому не хотелось, или по другом причинам  -  бросали учебу, но таких было мало.

Школьные помещения отапливались в первые годы недостаточно, чисто бывало холодно в классах, приходилось заниматься в одежде. Были и недостатки в продовольственном отношении, одно  время (1933 г.) учащимся готовили горячие завтраки из продуктов, отпускаемых колхозом.

Учебное оборудование первых лет было скудное. Парты в школе появились к началу 1936 уч. года, до этого вместо них длинные (на 4-5 человек) столы со скамьями. Первые полтора- два года и учебников почти не было, было довольствовались тем, что выделили при разделе из первой школы: небольшое количество наглядных пособий по химии и физике, и разный сброд: по художественной литературе кое-какие учебники-все в потрёпанном виде, некоторые без начала или без конца. С этим недостатком справились довольно скоро. УчпедГИЗ, выполняя постановления ЦКБКП о школе от 12 февраля 33 года, к началу 1933-1934 учебного года обеспечил и нас хорошим стабильным учебником по всем предметам. Из года в год количество всяких учебников увеличивалось. Снабжения письменными принадлежностями тоже улучшилось. С этого времени учащиеся стали за свой счет покупать доставляемые в школу учебники и принадлежности. В школьную библиотеку стали поступать только книги по художественной литературе и некоторые пособия, в кабинеты – оборудование.

Весной 1933 годы вместо Норкина, ушедшего в Роно, заведующим школой был назначен  некий Мальцев, местный уроженец, работавший где-то в Караганде. Человек с партбилетом, лет 36-38, бойкий, энергичный, предприимчивый. Учебное дело его мало интересовало. Мальцев взялся за строительство: расширять школьное здание, навез несколько домов раскулаченных владельцев, строил чуть не целое лето, израсходовал отпущенные средства,  не завершив намеченное строительство и не отчитавшись в расходах,- исчез, скрылся.

Сделанные им пристройки увеличили число классных помещений. После него продолжили расширение здания, сделали зал. Число классов стало 8 – 9. На этом строительство закончилось. И все же помещений не хватало, занятия также велись в 2 смены. Школа быстро росла, в 1934 года уже было 13 классов, а в 1941 году – 24 класса и работало до полсотни учителей.

Мальцев заведовал недолго. После него с 28. 09. 33 года на заведовании поступил Ломанцев Иван Филиппович, приехавший из Оренбургской области. Мужчина лет 30 с небольшим, член партии, с образованием рабфака. Человек выдержанный, серьёзный, осторожный, в служебных делах пунктуальный. Преподавал географию, обществознание. В должности зава был до 1935 года, потом был завучем, а Щеглов директором. С 1937 года поменялись с Щегловым: Ломанцев - снова директор и на этой должности пробыл до 1941 года до отозвания его на работу в Райком партии. За время работы в школе повысил квалификацию, заочно окончил географический факультет Московского Госпединститута.
  
К школьному зданию пристроили ещё несколько домов, число классных комнат стало 13, а в 1941 году - 24 учебных кабинета. В 1941-1942 учебном году был первый выпуск учащихся 10 класса. Так начала своё существование средняя школа №2 села Кинель-Черкассы.

 

Конец ШКМ,  начало НСШ № 2

В 1934 году на основании Постановления СНК СССР и ЦК  ВКПБ от 15/34л о структуре начальной и средней школы произошла реорганизация школ: установлены общие для СССР типы школ: 1)Начальная школа - 4 класса;2)Неполная средняя школа - 7 класс (с 1-7 класс). Средняя школа – 10 класс (с 1 – 10 класс). Установлено, что окончившие НСШ имеют право преимущество поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу – в высшие учебные заведения. Группы учащихся называть «классами», заведующих НСШ и СШ – именовать «директорами». Подверглись изменению и существовавшие в ШКМ программы: упразднили преподавание Сельского хозяйства, мастерские – столярную и слесарную. Прочие учебные дисциплины остались те же, только обществознание подверглось существенным изменениям, стало называться Историей, курс расширился. Прогресс всех других учебных дисциплин не раз пересматривались, изменялись в сторону упрощения, добавлений, сокращений. Постановление СНК и ЦКВКПБ от 3 сентября 1935 года об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальных школах, НСШ и СШ - установлены сроки продолжительности учебного года, количества ежедневных уроков, их продолжительность. Установлено 5 степеней оценок успеваемости учащихся. Оканчивающим среднюю школу выдавать аттестаты с включением отметок по всем предметам. Право поступления в вузы без вступительных экзаменов для отличников учебы.

Произошли большие изменения и в структуре школы, и в программах, в учебной работе, внутреннем распорядке и в нашей ШКМ, ныне переименованной в Неполную среднюю школу (НСШ)№2.

Существовавшая поблизости начальная школа №2 прекратила самостоятельное существование и влилась в состав Неполной средней школы №2 совсем своим инвентарем, учащими и учащимися. Заведующая этой школой Павлова Вера Ивановна вскоре перешла на преподавание русского языка и литературы в 5-7классах. Эта пожилая учительница, живая, энергичная, с большим педагогическим стажем, работавшая на одном месте в К-Черкассах начальной  школе №2 продолжительное время. Поступив на преподавание в 5-7 классах, решила  повысить квалификацию, в том же 1934г. Поступила на заочное обучение в Куйбышевский пединститут, окончила его в 1940г. Работала в этой школе в период НСШ и СШ дольше всех  других преподавателей  вплоть до ухода на пенсию по старости. Вместе с Павловой перешли в состав преподавателей начальных классов НСШ №2 и ее сотрудники по 2-й начальной школе:

1.Сидоренко Мария Федоровна – высокая, средних лет симпатичная учительница живая, бойкая, любящая свое дело и детей. Работала в школе долго, до выхода на пенсию до старости.

2.Липатова Акулина Васильевна – пожилая, с большим педагогическим стажем, одинокая женщина. Почувствовав себя  плохо со здоровьем, вскоре ушла на пенсию. Учительница старательная, хорошая.

3.Афиченко Валентина Семеновна - еще не увядшая девица лет 25 с растерянно - грустным видом. Работала продолжительное время.

4.Сударева Людмила Васильевна и муж Павловой В. И. - Оргентов Александр Иванович работали во 2-ой НСШ недолго, как педагоги мало заметные.

5.Несколько позже в начальных классах НСШ №2 начали работать Фомина Нина Елесеевна, невысокая, круглолицая блондинка лет 25-27, работала (и работает, кажется, до сих пор) долгое время; желаю ей так же успешно продолжать педагогический труд, как и прежде.

Все последующие годы школа №2 быстро росла и с 1939 года стала вырастать до средней школы – появились 8-е классы. В 1942 году был первый выпуск учащихся, окончивших 10-й класс. Занятия по-прежнему велись в 2 смены, помещений не хватало. 3 класса занимались, неподалеку от школы в здании 2-ого с/совета перебрался в другое помещение. Год от года увеличивалось число параллельных классов и количество учителей, среди которых была большая текучесть, держались по 1-2 года, особенно в военные годы, так что нет возможности всех запомнить.

Из числа учителей 2-ого периода школы (1934-1941), кроме упоминавшихся выше, наиболее длительно работали в 5-9 классах:

6.Боброва Ольга Ивановна - пожилая учительница, в работе старательная, училась заочно, в работе старательная, училась заочно в Куйбышевском пединституте, но его не закончила на последнем курсе. Преподавала Естествознание. Ушла на пенсию по выслуге лет еще до издания закона о пенсии по старости.

7.Пучкина Татьяна Моисеевна - преподавала Немецкий язык, работала старательно и долгое  время, училась заочно на отдельных иностранных языках в пединституте.

8. Реброва Ольга Ильинична - худощавая женщина средних тел, партийная- преподавали  математику, была одно время завучем. В последствии, уехала на родину в Абдулино, где продолжала преподавательскую работу, была заведующим Абдулинского   ГорОНО.

9.Гончарова Александра Филипповна – преподавала русский  язык и литературу с 1938 по 1949 г.с перерывом. Была  завучем  с 1938-1941 г. Окончила Куйбышевский Пединститут в 1933 г. и с этого времени начала  педагогическую работу. В дальнейшие годы работала в 1- й средней школе.

10.Никуличева Антонина Андреева – пожилая учительница – преподавала историю, после 2–й средней школы работала преподавателем и завучем в 1 – й средней школе и в с. Кабановке.

11.Хорьяков Александр Константинович – среднего возраста лет 39 – преподавал физику и математику, работал долгое время, приблизительно до 1944 г; завербовался на Сахалин, где продолжал учительскую работу несколько лет, вернулся в Ростовскую область в г. Шахты, где и доживает век на хорошей пенсии.

12.Осякин Николай Иванович – пожилой человек с агрономическим образованием долгое время преподавал географию, математику. В Отечественную войну был мобилизован в Армию, пропал без вести.  

Hosted by uCoz