Домашняя Довоенные годы Все для фронта... 50-60 годы 70-90 годы Школа в XXI веке Директора Ветераны Учителя Выпуски разных лет Медалисты СМИ Достижения Воспоминания Авторская Администрация школы

Воспоминания Н.Михайлова, бывшего преподавателя русского языка и литературы

Краткая история возникновения и дальнейшего роста

Кинель-Черкасской средней школы № 2

 

Первые ШКМ в прошлом

Школы крестьянской молодёжи (ШКМ) стали возникать примерно с 1924 года по инициативе ЦК Комсомола. Их назначение:  готовить передовиков культурников-земледельцов в условиях индивидуального и коллективного хозяйства. Соответственно данному профилю, первые ШКМ имели обширные земельные участки, набор всякого сельхозинвентаря, несколько (3-4) лошадей и продуктивный скот, домашних птиц. Это база для сельхозпрактики учащихся. Заведующими в этих школах по положению должны быть агрономы. Основным, главным учебным предметом являлся агрономический цикл: полеводство, огородничество, животноводство и, как прикладные, могли быть: пчеловодство, садоводство и др. отрасли. Преподавались и прочие учебные дисциплины: естествознание, физика, химия, математика, русский язык и литература (всё это примерно в объеме НСШ). Таких школ было мало. В одной такой ШКМ (Ключевской Бузулукского уезда) я работал преподавателем русского языка и литературы 3 года. После этой ШКМ довелось мне работать в Богдановской ШКМ (Кинельского района) в годы коллективизации сельского хозяйства, но такой хозяйственной базы уже здесь не было. Не было ее и в Кинель – Черкасской ШКМ, куда я перевёлся из Богдановской ШКМ. Необходимость хозяйственной базы в условиях  колхозного строя, очевидно, оказалось ненужной. ШКМ превратились в общеобразовательные учебные заведения, однако ещё сохраняли, уже не как главный, учебный предмет «Сельское хозяйство» вплоть до реорганизации ШКМ в 1934г.                                        

 

Возникновение ШКМ №2

До 1932 года в Кинель - Черкассах была одна школа повышенного образования (не считая сельхозтехникума), называвшаяся ШКМ. Так как для такого огромного районного центра этого было недостаточно, возникла необходимость открытия 2-й ШКМ на территории 2-го Кинель-Черкасского сельсовета.

Инициатором открытия 2-й ШКМ  являлся местный коммунист, активный передовик, крестьянин Пашков Герасим Никифорович. Он же был назначен и первым заведующим этой школы, но учебные занятия начались только с 1 сентября 1932 г. при новом заведующем приезжем вятиче Норкине Николае Михайловиче. Он в школе проработал мало, вскоре был взят на заведывание местным РайОНО.

К началу занятий укомплектовался и штат преподавателей:

1.  Завуч школы и преподаватель математики Щеглов Иван Васильевич – человек пожилой, с незаконченным высшим образованием старого времени. Проработал он здесь завучем и некоторое время директором до 1937 года, во время ежовщины был снят с работы. После реабилитации уехал  на Урал, работал завучем в ср. школе города Миасс.

2.  Гуров Григорий Степанович – местный Кинель-Черкасский уроженец, человек солидного вида, лет около 50, с большим педагогическим стажем, выпускник Вольской учительской семинарии. Преподавал физику и одно время даже столярное дело (при школе были открыты столярная и слесарная мастерские).

Работал Гуров Г. С. здесь 5 лет, ушёл по болезни. Попробовал, было, после болезни поработать в 1-й школе, но безуспешно: не смог наладить дисциплину учащихся и ушёл окончательно с работы. Умер в 1948 году.

3.  Михайлов Николай Константинович- человек среднего возраста, 38 лет.  Окончил Самарскую церковно-учительскую семинарию (с педагогическим стажем 19 лет), беспартийный. Перевелся из Богдановской образцовой ШКМ, где был преподавателем и завучем. В Кинель - Черкасской ШКМ - СШ №2 преподавал русский язык и литературу 10 лет до октября 1942 года. Ушел по болезни. Через несколько лет вновь продолжал работать в СШ №2 с 1949- 1952 года. Работая в этой школе, он с 1935 поступил на заочное обучение в Куйбышевский педагогический институт, который окончил в 1940 году. Последние 6 лет работал в Кинель – Черкасском медицинском училище, откуда в 1958 году ушел на пенсию по старости.

4.  В этом же 1932 году в школу пришла преподаватель русского языка и литературы Новикова Вера Николаевна, пожилая учительница с большим педагогическим стажем, окончила Епархиальное училище (она из духовного знания), до этого долго работавшая в начальной железно - дорожной  школе при станции Толкай вместе с мужем. Работала Новикова во второй школе до 1938 года, затем в первой школе. В 1945 году уехала с мужем в город Ульяновск, где продолжала работу в НСШ и педучилище, оттуда ушла на пенсию по старости.

5.  Норкина Инна Никифоровна –преподавала математику. Женщина высокая, худощавая, лет тридцати, очень подвижная, деятельная, с удмуртским акцентом. Работала года два или три.

6.  Норкин Василий Иванович – молодой человек лет 24, преподавал слесарное дело в школьной мастерской.

7.  Самсонов Василий Иванович – местный Кинель-Черкасский житель пожилого возраста, преподавал столярное дуло в школьной мастерской, человек выдержанный.

8.  Дыкин Иван Семенович –агроном, недолгое время преподавал сельское хозяйство, ушел по болезни..

9.  Виноградов Михаил Петрович преподавал химию 1 год.

10.          Отпущенникова (??) – среднего роста молодая женщина - преподавала обществоведение 1 год.

11.          Немкина (Шанина по мужу ) Мария  Андреевна преподавала обществознание с год, потом ушла в 1-ю школу, через несколько лет опять работала во 2-й школе.

12.          Померенке преподавал немецкий язык.

13.          Была преподавательница естествознания, но ее фамилию не запомнил, хотя в лицо хорошо представляю. Работала 1 год.

 В 1933 году естествознание и химию преподавал Новиков Иван Николаевич. Много лет служил учителем и заведующим в железнодорожных школах, заведовал в Бузулуке большой железнодорожной двухклассной школой, долгое время работал и в Толкайской железнодорожной школе, откуда перебрался во 2-ю ШКМ. Проработал во 2-й школе до 1945 года. В Ульяновске некоторое время работал в ФЗУ преподавателем русского языка и оттуда ушел на пенсию по старости.

 Вот, кажется, и весь штат преподавателей 2-й ШКМ в первый год после её открытия.

Школьное здание, учащиеся, учебная обстановка.

Школьным зданием был бывший поповский дом близ церкви с пристроенным к нему пятистенником по фасаду. Это здание перед открытием школы занимал второй Кинель - Черкасский совет и правление колхоза «Путь Ленина». Классных помещений было четыре. Из подсобных помещений были: учительская, комната для библиотеки, физкабинет, помещение для сторожей  уборщиц. Занятия велись в две смены, учащихся в 1-й год было 8 групп. Принимались по результатам экзамена из числа окончивших 4 класса начальной школы (в ШКМ-3 класса). Кроме черкасских, много ребят училось из соседних сел и деревень: Вино-Банново, Кожемяков,  Галочкина, Прокопенков, Полудней. Черкасские: с Печей, ж-д станции Толкай, Зеленки. Учащиеся старших групп ШКМ в большинстве были великовозрастные парни и девушки лет по 15-17. К учёбе  относились почти все серьезно, старательно, занятия посещали аккуратно, дисциплину держали хорошую, случаев грубого нарушения её не было. Учились добровольно, без принуждения. бросали учебу, но таких было мало.

Школьные помещения отапливались в первые годы недостаточно, часто бывало холодно в классах, приходилось заниматься в одежде. Были и недостатки в продовольственном отношении, в 1933 г. учащимся готовили горячие завтраки из продуктов, отпускаемых колхозом.

Учебное оборудование первых лет было скудное. Парты в школе появились к началу 1936 уч. года, до этого вместо них длинные (на 4-5 человек) столы со скамьями. Первые полтора- два года и учебников почти не было, довольствовались тем, что выделили при разделе из первой школы. С этим недостатком справились довольно скоро. Учпедгиз, выполняя постановления ЦКВКП(б) о школе от 12 февраля 33 года, к началу 1933-1934 учебного года обеспечил и нас хорошими стабильными учебниками по всем предметам. Из года в год количество учебников увеличивалось. Снабжения письменными принадлежностями тоже улучшилось. С этого времени учащиеся стали за свой счет покупать доставляемые в школу учебники и принадлежности. В школьную библиотеку стали поступать только книги по художественной литературе и некоторые пособия, в кабинеты – оборудование.

Весной 1933 годы вместо Норкина, ушедшего в РОНО, заведующим школой был назначен  некий Мальцев, местный уроженец, работавший где-то в Караганде. Мальцев взялся за строительство: расширение школьного здания, навез несколько домов раскулаченных, строил чуть не целое лето, израсходовал отпущенные средства,  не завершив намеченное строительство и не отчитавшись в расходах, исчез, скрылся.

Сделанные им пристройки увеличили число классных помещений. После него продолжили расширение здания, сделали зал. Число классов стало 8 – 9. На этом строительство закончилось. И все же помещений не хватало, занятия велись в 2 смены. Школа быстро росла, в 1934 года уже было 13 классов, а в 1941 году – 24 класса и работало до полусотни учителей.

С 28. 09. 33 года на заведование поступил Ломанцев Иван Филиппович, приехавший из Оренбургской области. Преподавал географию, обществознание. В должности зава был до 1935 года, потом был завучем, а Щеглов директором. С 1937 года поменялись с Щегловым: Ломанцев - снова директор и на этой должности пробыл до 1941 года когда его отозвали на работу в райком партии. За время работы в школе повысил квалификацию, заочно окончил географический факультет Московского Госпединститута.

 

Конец ШКМ,  начало НСШ № 2

В 1934 году на основании Постановления СНК СССР и ЦК  ВКП(б) от 15/34л о структуре начальной и средней школы произошла реорганизация школ: установлены общие для СССР типы школ: 1)Начальная школа - 4 класса;2)Неполная средняя школа - 7 классов. Средняя школа с 1-10 класс. Установлено, что окончившие НСШ имеют право преимущество поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу – в высшие учебные заведения. Группы учащихся стали называть «классами», заведующих НСШ и СШ – именовать «директорами». Подверглись изменению и существовавшие в ШКМ программы: упразднили преподавание сельского хозяйства, мастерские – столярную и слесарную. Прочие учебные дисциплины остались те же, только обществознание подверглось существенным изменениям, стало называться историей, курс расширился. Содержание других учебных дисциплин не раз пересматривалось, изменялось в сторону упрощения. Постановление СНК и ЦКВКП(б) от 3 сентября 1935 года об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальных школах, НСШ и СШ - установлены сроки продолжительности учебного года, количества ежедневных уроков, их продолжительность. Установлено 5 степеней оценок успеваемости учащихся. Оканчивающим среднюю школу выдавать аттестаты с включением отметок по всем предметам. Право поступления в вузы без вступительных экзаменов для отличников учебы.

Произошли большие изменения и в структуре школы, и в программах, в учебной работе, внутреннем распорядке и в нашей ШКМ, переименованной в Неполную среднюю школу (НСШ)№2.

Существовавшая поблизости начальная школа №2 прекратила самостоятельное существование и влилась в состав Неполной средней школы №2 со всем своим инвентарем, учащимися и учителями. Заведующая этой школой Павлова Вера Ивановна вскоре перешла на преподавание русского языка и литературы в 5-7классах. Поступив на преподавание в 5-7 классах, решила  повысить квалификацию, в том же 1934г. Поступила на заочное обучение в Куйбышевский пединститут, окончила его в 1940г. Работала в этой школе в период НСШ и СШ дольше всех  других преподавателей  вплоть до ухода на пенсию по старости. Вместе с Павловой перешли в состав преподавателей начальных классов НСШ №2 и ее сотрудники по 2-й начальной школе:

Сидоренко Мария Федоровна, Липатова Акулина Васильевна, Афиченко Валентина Семеновна, Сударева Людмила Васильевна, Оргентов Александр Иванович. Несколько позже в начальных классах НСШ №2 начали работать Фомина Нина Елесеевна.

Все последующие годы школа №2 быстро росла и с 1939 года стала средней школой: появились 8-е классы. В 1942 году был первый выпуск учащихся, окончивших 10-й класс. Занятия по-прежнему велись в 2 смены, помещений не хватало. 3 класса занимались, неподалеку от школы в здании 2-ого с/совета который перебрался в другое помещение. Год от года увеличивалось число параллельных классов и количество учителей, среди которых была большая текучесть, держались по 1-2 года, особенно в военные годы, так что не было возможности всех запомнить.

Из числа учителей в 1934-1941 гг., кроме упоминавшихся выше, наиболее длительно работали в 5-9 классах: Боброва Ольга Ивановна, Пучкина Татьяна Моисеевна, Реброва Ольга Ильинична, Гончарова Александра Филипповна, Никуличева Антонина Андреева, Хорьяков Александр Константинович, Осякин Николай Иванович, Мячин Виктор Иванович, Захаров Василий Михайлович.

 Директора и завучи также часто менялись. Некоторое время директорствовал Шуваев Михаил Львович. Преподавал одновременно с директорством математику.

В годы Великой Отечественной войны были директорами из эвакуированных - Жукова, Орлюк, завучами - Грош, Фешот и другие.

В послевоенные годы, когда я вторично начал работу во 2-й СОШ (1949- 1952), директором был Степанов Павел Александрович. До него года 2 или 3 работал директором и преподавателем литературы Орлов Степан Елизарович, человек широкого кругозора. Позже был заведующим РОНО, поднялся до работника Министерства Иностранных Дел, жил в Москве.

Директор Степанов П.А директорствовал 3 года. Преподавал историю. Из школы отозван на заведование местным  РОНО, через год уехал из Кинель-Черкасс, поступил в аспирантуру, окончил ее. Работал заведующим кафедрой педагогики Куйбышевского пединститута.

Завучами работали в это время Старкова А.Н. и Захаров В.М.

На этом я заканчиваю свои воспоминания о 2-ой средней школе. Возможно, кое-где есть неточности в датах, но я тщательно старался соблюсти хронологическую последовательность, о некоторых данных сверялся с показанием старых работников этой школы. Со 2-ой СШ связь порвалась давно, т.к. я в 1952 году навсегда покинул её и поступил штатным преподавателем в Кинель - Черкасскую Школу Медсестёр, вскоре преобразованную в педучилище, откуда в 1958  году ушёл на пенсию по старости, проработал в разных школах около 45 лет.

 Бывший преподаватель средней школы № 2

учитель – пенсионер Н.Михайлов

26/II-1966 г.

Воспоминания Музлаковой-Зубковой Иринывыпускницы 10а класса 1978 года

I0 лет школьной жизни... Чего только не было за эти I0 лет? В школе мы не только учились писать и читать. Здесь протекала наша жизнь, проходили важные - и не очень - события.

Сначала мы стали октябрятами, затем мы давали торжественную клятву пионера и нам повязывали красные галстуки. И , наконец, каждый из нас до сих пор помнит, что такое принцип демократического централизма: без этого ты не мог стать комсомольцем.

Мы проводили пионерские сборы, комсомольские собрания, вечера отдыха ходили в походы, жили в лесу в палатках, плавали на лодках, встречали у реки рассвет, встречали Новый год в зимнем лесу у настоящей ёлки и

8  марта в снежной крепости на льду Кинеля.

Мы любили спорт,  сдавали нормы ГТО, защищали честь школы на районных и городских соревнованиях, проводили конкурсы "А ну-ка, парни!"и "А ну-ка, девушки!", участвовали в игре "Зарница".

Мы дружно собирали металлолом и макулатуру и сдавали наши скромные копеечки в фонд Мира, требовали свободу Луису Корвалану и Анджеле Девис.

Начало нового учебного года для нас всегда был радостным, потому что в течение 2-х недель мы вместо учёбы занимались уборкой сахарной свёк­лы. Это было самое весёлое и озорное время.

Но больше всего мы благодарны школе за вторую смену, а это наши 7 и 9  классы. Наверное,   это самые интересные и самые запоминающиеся годы. Ведь только вечером не видна была натянутая в калитке школьного забора верёвка и небольшая ямка рядом с сугробом, и только некоторым было известно, почему так часто гас свет в 3-х кабинетах 2-го этажа... Именно тогда мы начали взрослеть. Первые записки с предложением дружбы... Наши мальчики охраняли нас, провожали до дома. Первые робкие и нежные ухаживания, первые поцелуи и первая любовь...

А ещё мы помним наш трудовой лагерь. Здесь мы не только занимались посадкой, прополкой капусты и свёклы, здесь мы творили, выдумывали и дерзали. Здесь у нас очень быстро заканчивалась зубная паста, кто-то не спал ночью, а засыпал днём. Сторож не мог понять, как исчезают по­мидоры и огурцы из теплиц, но зато на столе у девчат появлялся салат из ранних овощей... Ночью учителя оказывались" нечаянно запертыми в своей комнате, а ключ от замка не находился...

В одном из классов   была традиция встречать Новый год у своего учи­теля, Во дворе дома стояла ёлка и горел новогодний костёр. А о вкус­нейших тортах и пирожках с того новогоднего стола наши одноклассники вспоминали на далёкой Кубе, в Молдавии и в Куйбышеве. Своих учителей мы приглашали на наши свадьбы и дни рождения детей...

Музлакова Ирина

Воспоминания учителя математики Кульчихиной Анны Михайловны

Да, время летит быстро

Жизнь подходит к закату. 

Я родилась 1 апреля 1928 года в семье рабочего. Папа – рабочий, умел работать и с деревом, и с железом; мама – домохозяйка. Я очень хотела учиться, и поэтому меня пустили в школу с 6 лет, (а в то время начинали учиться только с 8 лет). Училась хорошо, без троек, по математике были только пятерки.

1941 год. Началась война. Мне было 13 лет. Папу взяли в армию. Нас с мамой осталось трое, младшей сестренке было два года. Первые годы войны, когда наши войска отступали, мы получали печальные письма с фронта, папа был тяжело ранен, двое его братьев погибли.

В селе остались только женщины, дети и старики. После занятий в школе нас  учили на медицинских курсах, тракторному делу, а в начале 9 класса, когда в районе не хватало учителей начальных классов. Занятия начинались с 5 часов вечера, занимались по 4 часа с керосиновыми лампами, так как электричества в то время не было. Летом занимались по 8 часов. В августе  1943 года закончили курсы. Меня назначили заведующей Кузьменовской  начальной школы, а мне исполнилось только 15 лет. Так хотелось учиться в 10 классе, но было уже нельзя, надо было работать. 15 августа 1943 года приступила к работе. Школа к началу занятий не было готова: не было в окнах стекол, стены не мазаны и не белены. Сама школа была составлена из шести – пятистенных домов. Сельский совет находился в другой деревне Скрипники. Приходилось ежедневно ездить на велосипеде к председателю Свинаревой Анне Дмитриевне просить денег для ремонта. Обратилась за помощью к родителям, которые охотно откликнулись, и в течение 10 дней школа была приведена в нормальный вид. Занятия начались вовремя. В школе мы работали с огоньком. Нас много раз ставили в пример на августовских учительских конференциях и награждали грамотами. Работать в военные годы приходилось не только в школе. После уроков собирали в поле колоски с учениками, а ночью возили на лошадях хлеб на элеватор. Я возглавляла обоз из 7-8 подвод с хлебом. Труженикам села было нелегко: мужчин не было, трактора ломались, а ремонтировать было не кому. Поэтому на полях были и сорняки, и не качественная уборка хлеба, а молотили на токах до самого снега даже вручную. На фермах для животноводства кормов заготавливали не достаточно, из-за нехватки рабочих рук. Мы с учениками часто помогали кормить и поить скот. Материально жили плохо. Вот пример: моя первая учительская зарплата 237 рублей, а пуд картофеля стоил 150 рублей, хлеба не было, давали паёк: на 1 человека 10кг на месяц. Сладостей: сахара, конфет, печенья совсем не было. Труженики тыла старались поддерживать фронт. Мы собирали тёплые вещи, носки, варежки и посылали на фронт -  в госпиталь. Сельчане отрывали от себя, давали деньги в фонд мира. Я была председателем Районного комитета Мира. Наш район несколько раз собирал более 20000 рублей. Меня, как председателя, наградили двумя грамотами от Советского фонда мира и путевкой в Болгарию.

В 1944 году я экстерном сдала 13 экзаменов в Куйбышевском педагогическом институте за месяц и получила «Аттестат учителя начальных классов».

Закончилась война. 9 мая 1945 год никогда не забыть! Светило яркое солнце, слезы радости, вопли, крики, песни, все смешалось. Делились друг с другом. Радовались, у кого близкие остались живы, плакали, кто потерял своих.

За активную работу меня наградили медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

В 1948 году меня перевели заведующей Капитоновской начальной школы. Проработала два года, и меня перевели на должность директора Кинель-Черкасской вечерней школы, и учителем математики Кинель-Черкасской школы №2. Послевоенные годы были сложными и интересными. Была школьная и производственная бригада. Бригада №1 - бригадир учитель биологии Фролова Александра Петровна.

Эти ребята побывали за время учёбы в Алакаевке, в городе Куйбышеве, в  Ленинграде. Учились ребята хорошо; большая часть из них получила высшее образование и сейчас занимают высокие должности. Все выпускники стали настоящими людьми!

Следующий выпуск 1963-70 год. Их жизнь была интересной. Я поставила перед ними задачу: собрать материал об истории села. С этой нелегкой задачей они справились. Материал собирали после уроков, в выходные дни. Материал был интересный, оформлен  в альбом, который был на выставке в историческом музее города Куйбышева.

Когда собирали материал об истории села, невольно появились интересные моменты в школе.

Выпуск 1970-77 года собирал материал об истории школы. Ребята нашли всех директоров школы, которым было более 70-ти лет, ветеранов учеников, которые много рассказывали и записывали свои воспоминания о школе. Интересные рукописи первого директора до сих пор хранятся у меня. Оформлен богатый альбом об истории школы №2.

В 1950 году поступила в Бугурусланский учительский институт. Досрочно закончила его. В 1952 году поступила в Куйбышевский педагогический институт, досрочно в 1955 году закончила его.

Муж, Владимир Васильевич, 17-летним ушел добровольцем на фронт. Был минометчиком, отважно сражался, награжден орденом «отечественной войны» и многими медалями. Проработал в школе №2 преподавателем по труду более 25 лет. Был любим учениками.

Имею двух детей, четырех внуков и внучек, правнука. Внимание от детей и внуков ощущаю постоянно. В общем, жизнь прожита не зря.

В 1978 году в порядке выдвижения переведена на должность заведующей по учебно-воспитательной работе этой же школы №2.

Мой трудовой стаж в школе 55 лет 8 месяцев при одном РОНО.

Награждена за свою работу званием Отличника народного просвещения, 5 медалями, двумя грамотами от Советского фонда Мира и большим числом грамот от РайОНО и ОблОНО.

В 1989 году ушла на пенсию.

Детей и свою профессию любила и очень люблю сейчас.

 22 ноября 2007 год. А. М.Кульчихина 

Воспоминания Фроловой А.П.,учителя биологии

Я, Фролова Александра Петровна, учительница биологии. В Кинель-Черкасской школе № 2 проработала 23 года – с 1954 года по 1977 год.

Вот мои воспоминания по трудовому обучению и воспитанию учащихся в данной школе. Трудовому обучению и воспитанию уделялось в те годы большое внимание. Школа только начинала работать. Были уроки труда по программе и проходили они на пришкольном участке, на котором были поля севооборота и больший коллекционный участок, на котором выращивали до 100 разных видов и сортов овощных и технических культур.

В первый год много времени было затрачено на озеленение школы. Дорога к школе была в виде аллеи. Сажали берёзки и разные деревья вокруг школы. В летнее время все учащиеся с 5 по 7 класса работали по неделе на пришкольном участке и ухаживали за растениями: пололи, поливали, собирали семена. В 9-х классах преподавались с/х машины, растениеводство и животноводство. Я с ребятами не один раз проводила практические занятия по животноводству на фермах колхоза им. Ленина: чистили коров, учились доить и были не один раз в птичнике. Сельхозмашина, изучались на уроках и ребят обучали езде на тракторе. В пятидесятые годы начали в школах ученические производственные бригады создаваться. Мне пришлось руководить в течение нескольких лет. Сначала бригада работала на земле колхоза им. Ленина. Мы сажали помидоры, огурцы, капусту и сеяли морковь.

Рассада выращивалась в теплице колхоза на орошаемом участке и доставлял нам её мой помощник бригадир колхоза Михаил Карпович Чернов. Ребята разных возрастов, разных классов приходили к 8 ч. утра и работали до 4-х часов. Работали  с желанием без принуждения во время летних каникул. Результаты были замечательные, урожаи высокие по всем культурам. Наша ученическая производственная бригада по всем показателям была примером для всей школы района области. Итоги работы подводились обычно в конце октября на празднике урожая, которому серьезно заранее готовились и ждали его. Кроме официальной части его готовили большой концерт. В зале организовывались, выставка экспонатов выращивали культур. На праздник приглашались представители колхоза районного образования.

На празднике отмечались лучшие из лучших, и колхоз награждал их грамотами и подарками. Бригада наша была известна, как лучшая, не только в р-не и области, но и в Москве. Мы были участниками ВДНХ и награждены были медалью и дипломом второй степени. В целях распространения опыта ежегодно осенью организовывались слёты ученических бригад районные и областные.

Подводились итоги, отмечались лучшие бригады. Колхоз отвадил поле, на котором ребята соревновались в езде на тракторе и конечно было организовано угощение, награждение и конечно был концерт. Для областного слета ребята готовили разные поделки для выставки: макет нашего музея Ленина в Алакаевке (где мы были на экскурсии), гербы СССР, разных социалистических республик прекрасно выкладывали из семян разных овощных и технических культур.

В 60-е годы наша бригада стала работать на орошаемом участке колхоза. Каждая группа учащихся жила там и питалась в санатории «Колос». Это прекрасное место: лес, река. Хорошо была поставлена спортивная работа. Ребята не только работали: пололи, сажали, поливали, но и хорошо отдыхали. Группа работала под руководством двух учителей в течение двух недель. Потом приезжали другие учащиеся и другие учителя.

Кроме всего этого наши учащиеся шествовали над цветниками в школе, около клуба сельского, на улице Кузнецкой был разбит цветник и за ним тоже ухаживали ребята 5-7х классов. Вот так наши учащиеся, под руководством учителей получали трудовое обучение и воспитание.

 

Воспоминания Колесниковой О.Н., выпускницы 10б класса 1975 года

(классный руководитель Тюрина О. В)

 

Решили по окончании 10 класса ехать на большую стройку страны БАМ. Решение было единогласным вместе с классным руководителем. Подали заявку в райком комсомола, затем в обком. Сшили куртки «бамовки» сами, помогали родители. И на демонстрации 9 Мая 10б класс, вышагивал дружно со звонкой песней «Альтаир». Но в обкоме нашу просьбу отклонили, так как у нас не было профессий, но мы готовы были ехать даже разнорабочими.

Это учащиеся: Бугакова (Нестеренко) Людмила

                          Кондрацкий Николай

                          Демидов Леонид

                          Щенева (Колесникова) Ольга

                          Воробьев Александр

                          Ермохин Леонид

                          Плаксин Степан

                          Фролова (Вергун) Татьяна

                          Янкова (Скобцова) Светлана

                          Иноземцева (Золова) Татьяна и другие.

  Воспоминания выпускников 1951, 1957 годов

 Не смейте забывать учителей 

Учителей своих не позабуду.

Учителям своим не изменю.

Они меня напутствуют оттуда,

Где нету смены вечеру и дню.

«Учителя». А. Дементьев.

15 декабря мы праздновали 75-летие 2-ой школы. Вспоминали о многом и о многих, чествовали достойных людей, проследили пройденный нашей школой путь.  Приближается вечер встречи школьных друзей. Мне же хочется рассказать о человеке, который всю свою жизнь посветил нашей школе, стоял у ее истоков. Это – Вера Ивановна Павлова, заслуженный учитель СССР, кавалер Ордена Ленина (а это в свое время почти приравнивалось к званию Героя социалистического труда).

 

 Дом на перекрестке.

 Стоит в  центре Кинель – Черкасс на перекрестке улиц Красноармейской и Л. Толстого старинный дом с деревянным кружевом по фасаду, верандой с высоким крыльцом и палисадником. Правда, реконструирован он в современном стиле – силикатным кирпичом. В народе называют его пушкинским по имени нынешнего владельца. Есть в этом что-то символическое. Ходят мимо люди и даже не подозревают, что это история и не только 2-ой школы, но и  Кинель – Черкасс.

 

 Жили здесь три сестры, две из которых посветили свою жизнь самому лучшему – нести в народ мудрое, лучшее, доброе и светлое. Это были Елена Ивановна – преподаватель иностранных языков 1-ой школы и наша Вера Ивановна – преподаватель русского языка и литературы.

 

Начало трудовой деятельности.

Начиналось все задолго до организации 2-ой школы. Вот как вспоминала, рассказывая об этих годах, сама Вера Ивановна.

Семнадцатилетней девушкой в коричневом  форменном платье с белым воротничком, с огромным черным бантом в волосах и в гусариках (высоких ботинках со шнуровкой) после окончания гимназии приехала в Кинель - Черкассы и стала возглавлять мужскую гимназию, которая располагалась на ул. Кузнецкой и была предшественницей 2-ой школы.

По воспоминаниям Анастасии Сергеевны Ефремовой – Яковлевой, моей соседки: это была очень красивая, маленькая, статная, очень добрая и какая-то светлая девушка.

В то время наши Кинель – Черкассы входили в состав Бугурусланского уезда, в котором располагался образовательный центр, говоря современным языком. Вера Ивановна рассказывала, что поезда ходили редко, особенно зимой. На совещания приходилось добираться иногда на санях, а чаще пешком. Забот было много. Жилось трудно и впроголодь. Надо было заготавливать дрова, топить в каждом классе печки – голландки. Все равно было холодно, сидели в пальто и валенках. С преобразованием гимназии в школу №2 Вера Ивановна стала преподавать русский язык и литературу.

Через руки этой маленькой учительницы прошло много поколений воспитанников: наши деды, родители и мы, их внуки и дети. Сколько было среди них необыкновенных людей. Это и контрразведчики, защитники Родины, руководители крупных предприятий, это атташе во время афганских событий, это крупный энергетик, побывавший в загранкомандировке в Бангладеш, подводники, разработчики траекторий космических полетов, врачи, учителя и не только.

 

10 – Б класс 1957 года

Наш 10 – Б класс выпускался в 1957 году, но до сих пор перед глазами маленькая пожилая женщина, стремящаяся своим телом и разведенными в стороны руками прикрыть своих питомцев от всех невзгод, как курица – наседка.

Это был последний и очень необычный ее выпуск: 18 ребят и 9 девочек. От классного руководства многие учителя отказались, т. к. ребята были в основном из Зеленки, самодостаточные, плохо управляемые, выросшие без погибших в ВОВ отцов, привыкшие к самостоятельности. Только Вера Ивановна, 62-летний преподаватель, приняла нас под свое крыло.

Она, человек, умудренный опытом жизни и работы в школе, мудро и ненавязчиво учила нас благородству, чести, такту.

Завет любимой учительницы.

Когда кто-то из нас спрашивал о том, кем бы она хотела нас видеть, Вера Ивановна неизменно отвечала: «Знаю, что вы будете хорошими специалистами, куда бы вас не поставила жизнь. Я уверена, что вы будете достойными людьми, гражданами, патриотами». Все поколения ее учеников стремились соответствовать этой заветной мечте преподавателя. Мы, наверное, не  ошибемся, сказав, что многие из нас выполнили ее наказ.

Она буквально боготворила и своих учеников, и свою профессию и, конечно, Пушкина, Лермонтова, Толстого и т.д. Творчество их она знала в совершенстве. С каким пафосом могла говорить о русском языке, читать прозу и стихи. Каждый ее урок был необыкновенным (сейчас назвали бы «мастер- классом»).

Искусство профессионала.

В свое время, читая Маяковского, я спотыкалась на этой «лестнице», удивляясь непевучести стихосложения, высказала мысль, что мне не нравятся эти стихи. В ответ же, обращаясь ко всему классу, Вера Ивановна воскликнула: «Все так думаете? Да вы что? Вы послушайте только». И она начала читать… В душе словно что-то перевернулась. А ранние рассказы М.Горького…

Вера Ивановна всегда была со своими воспитанниками в начале ХХ века, в суровые 40- е  и в наши 50-е.

Трудовой десант.

Она участвовала вместе со всеми в сезонных работах в колхозе. Пололи ли многокилометровые рядки кукурузы, свеклы, работали ли на току или на элеваторе, разбивали ли пришкольный участок с парком, она всегда была рядом. Мы никогда не слышали, чтобы она пожаловалась, а ведь возраст ее намного превосходил наш.

С большой теплотой вспоминают об этом замечательном человеке ее коллеги,  в частности, Анна Михайловна Кульчихина, Мария Клементьевна Степанова и др.

Помнила же она всех своих воспитанников из всех выпусков, с благоговением и гордостью вспоминала, какими они были.

 

Память о воспитанниках.

Да, Мария Клементьевна, это был Коля Чернов (Николай Иванович),  ушедшей на фронт вместе с Вами сразу после выпускного вечера и погибший, брат той самой знаменитой птичницы Веры Ивановны Черновой, ездившей на съезд в Москву. Это были ребята из более поздних выпусков: Юра Арефьев (Юрий Иванович), отставший от своего класса из-за отсутствия обуви в семье эвакуированных, -  подполковник ВВС в последствии; Вася Василевский с небесно-голубыми глазами (Василек), ставший военным врачом; Вася Харламов – авиаспециалист; Валя Тихомиров (Валентин Иванович) – инженер; Луя (Луиза Ивановна) Казакова  - литератор и т.д.

Уважение к труду учителя.

К Вере Ивановне шли посоветоваться или просто пообщаться и те, кто только искал свою тропинку в жизни, и убеленные сединой люди. И это в то время, когда она уже не работала.

Однажды я была свидетелем такой картины. В середине улицы Красноармейской со стороны Ленинской появилась эта уже немолодая полноватая невысокая женщина с неизменной сумкой, набитой тетрадями. Навстречу шел старенький мужчина, который еще с другого конца улицы  увидел старую учительницу, почтительно снял картуз и низко поклонился.

Многие жители нашего села с благоговением вспоминают, хотя и не успели у нее поучиться. В. И. Колыванова  последние годы  жизни Веры Ивановны была подростком, но она рассказывала и про этот дом- хранилище прекрасного и  пожилую учительницу с неизменной сумкой с тетрадями.

А кто, если не я?

Из  воспоминаний Л.И. Казаковой, выпускницы 1951 г.Здание школы возле церкви стало ветшать. В большом зале, куда выходили двери классов, и была сцена, потолок грозил рухнуть. Вера Ивановна предложила подпереть его деревянными  столбами. Последние выполняли свою функцию до переселения в новое здание на Школьной. Зал назвали « колонным.» Здесь проводились пионерские сборы, комсомольские собрания, вечера, а на выборы звучала музыка и танцевали дети и взрослые.

Это по предложению Веры Ивановны мы сейчас проводим  встречи школьных друзей в последнюю субботу января.

В школе работали различные кружки, а для драматического сценарии писались Верой Ивановной или при ее участии.

Учитель на селе  считался всегда самым просвещенным человеком. Вера Ивановна вместе с другими учителями вела большую просветительскую и агитационную работу среди населения и на дому, и в школе, и в рядом расположенном клубе «Путевка» ( к\х  «Путь Ленина»).

     Она знала о каждом из нас больше, пожалуй, чем наши вечно занятые на работе мамы, знала о положениях в семьях, кто сирота, у кого какие невзгоды и старалась помочь.

Луиза Ивановна рассказывает, да и ребята нашего класса тоже, как она беспокоилась о нас. Накануне очередного гос. экзамена Вера Ивановна решила проверить, как мы готовимся к нему. Ну, дети есть дети… Играли в футбол на спуске теперешней улицы Октябрьской к Ярику. Вера Ивановна появилась на вершине спуска. Поскольку все-таки было неудобно перед любимой учительницей, то стали разбегаться в разные стороны кто куда бегом или на велосипедах.

 

При необходимости старалась лишний раз остаться после уроков, чтобы позаниматься с ребятами дополнительно и, зачастую, до позднего вечера (как и многие учителя того времени). Будучи на законном отдыхе, одно время преподавала русский и литературу в мед. училище.

Это Вера Ивановна организовала массовый просмотр фильмов – опер «Садко» и «Евгений Онегин» для всей школы. Для нас, деревенских детей, это было большим событием, праздником, который можно приравнять к посещению Большого театра. Наш марш в деревянный кинотеатр «Родина» выглядел величественно. А поездка на конференцию в Новокуйбышевск надолго запомнилась всем. Правда, не обошлось и без курьеза. Обувь у деревенских ребят – валенки. У нас в ботинках был только Миша Полетаев. Начались танцы. Миша одолжил свои ботинки одному мальчику, сидит в белых шерстяных носках. Вдруг приглашает городская девочка. Это, конечно же, был конфуз.

 Ученики приносят славу ей.

Немало своих качеств, знаний, мастерства Вера Ивановна передала своим последователям. Как-то присутствуя на уроке литературы у Луизы Ивановны Казаковой, я вдруг увидела Веру Ивановну. Такая же невысокая полноватая немолодая учительница в той же манере, таким же хорошо поставленным профессиональным голосом литератора, с таким же упоением читала стихи, рассказывала так много интересного студентам и также не была равнодушной к их проблемам.

А вот как вспоминает Луиза Ивановна Гладышева (Казакова) о своем выпуске 1951 года.

Это все о ней, нашей школе.

Разных по складу характера, по уровням развития, по взглядам на жизнь, нас объединяла не только молодость, а и страстное стремление добиться поставленной цели, осуществить свою мечту.

Смелый полет в грядущее все начинали по-разному. Кто-то легко шел по ступенькам жизни, кто-то с трениями, но ни один не отступил, не спасовал, не изменил, не предал тех высоких идеалов, которыми прониклись мы в нашей школе.

Хрупкая, нежная девочка Люся Храмкова (Филиппова) не представляла себе жизни вне стен больницы. Учеба давалась нелегко. Можно порадоваться ее силе воли, силе стремления. Она была прекрасным человеком и прекрасным врачом (гинеколог).

Военный хирург (подполковник) Владимир Василевский (наш любимец класса «Василек») снискал себе уважение и любовь народа, которых мы не могли даже и представить себе.

Фатеев Леонид, отслужив в армии, сел за парту в 9-м классе и вместе с нами закончил 10-й класс и при этом закончил с серебряной медалью. Поступил в нефтяной институт и стал инженером- буровиком.

Четверо освоили военные инженерные специальности и стали защитниками нашей Родины. Это Долматов Борис (авиатор), Михайлов Юра (танкист, юрист, подполковник), Полетаев Николай и Михаил (авиаторы) и Фролов Валентин (авиатор, полковник).

Двое закончили и другие профессии. Это Гольтин Александр (механик, крановщик) и Пушилин Николай (инженер по связи и автоматики).

Тихомиров Валентин работал и  учился заочно. Вначале окончил нефтяной техникум, а потом и нефтяной институт и стал инженером-нефтедобытчиком. И более 45 лет добывал нефть из недр земли Кинель-Черкасского бассейна в НГДУ «Первомайнефть».

Девять человек стали учителями и работали в разных уголках нашей Родины, от «Москвы до самых до окраин». Это Гладышева (Казакова) Луиза, Ковригина (Аврваменко) Лида, Ковригина (Черных) Раиса, Обширнова (Тихомирова) Роза, Ржевская (Фролова) Валентина, Рябченко (Гришина) Мария, Фролова (Сидоренко) Александра, Хатунцева (Егорова) Анна и Шемонаева (Морозова) Алиса.

Пишем мы не только по велению своего сердца, но и по поручению своих однокашников, многих поколений воспитанников и коллег Веры Ивановны.

В школе снят видеофильм, собран большой материал, чтобы создать музей.

Надеемся, что в этом музее найдется достойное место для такого Человека, Учителя с большой буквы.

 

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                                           ***

Не смейте забывать учителей.

 

 

В. Мусина (Макарова),  Л. Казакова (Гладышева),

А. Тарабрина (Ларионова), Н. Хатунцев,

В. Зубков, В. Ефремов, В. Свинарев, Е. Свинарев,

Н. Шуваева, В. Телегина, А. Ковалев и др.

выпускники 1951, 1957 года.

Воспоминания о школе Инкиной Инны Ильиничны, выпускницы 1980г. 

С 1 по 4 класс я училась в школе №3, потому что моя семья жила рядом с этой школой на улице Молодежная. В 1974 году мы переехали на проспект 50 лет Октября и я начала учиться в школе №2. Меня направили в 5 А класс( в параллели еще были классы Б и В), где классным руководителем была Тарабрина Лидия Сергеевна. Она уделяла большое внимание воспитательной работе в классе, проводились классные пионерские сборы, посвященные различным памятным датам (ко Дню Победы, например), на сборы приглашались родители и старшеклассники из 10 класса – наши шефы. Отряд носил имя Зои Космодемьянской, девиза я не помню. Наталья Борисовна Ястребова (девичья фамилия –Козлова, сейчас работает учителем английского языка в Кротовской школе) была тогда ученицей 10 класса и на одном из сборов стояла на постаменте в образе Зои Космодемьянской во время исполнения литературно-музыкальной композиции.

Русский язык преподавала Зубкова Мария Климентьевна, математику – Недошковская Людмила Александровна, историю – Хованов Евгений Васильевич (насколько я помню, он вел историю во всех 5х классах каждый год, это давало ему возможность лучше узнать всех учеников школы), физкультуру – Барсуков Виктор Дмитриевич, ботанику – Шляхина Валентина Ивановна (классный руководитель 5В), английский язык – Тарабрина Л. С. И Дьячкова Л. И., т.к. весь класс учил английский, рисование – Михайлова О. П., труды – Вязкова Л.И. и Кульчихин.

Весной 1975 года умер учитель истории Нуждин (не знаю имени) и в школу приняли Пурыгина А. И., а с нового учебного года Лидия Сергеевна Тарабрина была назначена замом по ВР, и нашим классным руководителем был назначен А. И. Пурыгин. Мария Климентьевна ушла на пенсию и русский с литературой стала преподавать Барсукова В. В., но недолго – в октябре 1975 она ушла в декретный отпуск. А пока она не вышла из декрета, русский в нашем классе кто только ни вел, сменилось 5-6 учителей. Ботанику начала вести Гладышева Л. И. – почти год, но тоже потом ушла в декрет.

Из пионерских дел я мало, что помню. Помню, что наш класс принимал участие в районной «Зарнице», которая проходила в поле где-то за ЦРБ. Причем сначала проходил смотр строя и песни на площади перед РДК, затем выезжали за село и там проводились остальные конкурсы – сборка и разборка автомата, стрельба, метание гранаты, конкурс медсестер, еще какие-то конкурсы. На районную зарницу направлялся класс (отряд), победивший в школьных соревнованиях – мы ездили 2 раза, в 6 и 7 классах. Строевую подготовку готовил Барсуков В. Д., а остальные военные конкурсы Песоцкий Николай Федорович. Я разбирала автомат и стреляла, однажды выбила 45 очков во время тренировки, Песоцкий считал, что я хорошо стреляю, хотя, по-моему, на соревнованиях результаты были средненькие.

Наш отряд носил имя Зои Космодемьянской, а в г. Отрадном в одной из школ был музей Зои Космодемьянской, и однажды несколько учеников нашего класса вместе со старшей пионервожатой ездили в этот музей, чтобы узнать побольше об этой героической комсомолке.

В комсомол нас принимали в 7 классе, сначала в школе – на школьном комитете комсомола, затем в райкоме комсомола. Все очень волновались, боялись, что не ответим на какой-нибудь вопрос, и нас не примут в комсомол. Нужно было знать устав комсомольской организации, историю комсомола, последние политические события, могли задать любой вопрос. На классных часах проводились «политинформации».

Не помню, как называлась наша комсомольская организация, но она исполняла роль нынешнего самоуправления. Секретарем школьной организации какой-то период была Синицина Татьяна – она училась на год старше нас, её класс был очень активным, они и закончили школу с 8 медалями (тогда серебряных не было, только золотые). Я, когда училась в 9 классе, входила в школьный комитет комсомола и возглавляла идеологический сектор.

Еще проводились районные и областные слеты производственных бригад и школьных лесничеств. В районных слетах принимали участие все школы района – основным соревнованием было управление трактором, были еще конкурсы полеводов, овощеводов, зеленых патрулей, по плаванию. Трактором обычно лучше всех управляли участники из Березняковской школы, думаю, что у них была лучшая производственная база и возможность подготовить водителей для трактора (не во всех школах были тракторы). Я в 7 классе выиграла конкурс «Зеленых патрулей» и ездила на областной слет в Сызрань, где заняла 2 место и была награждена грамотой обкома комсомола и памятным призом - транзисторным радиоприемником.

 
 
 
 
Hosted by uCoz