Программа
« По ступенькам гражданского роста
юного поколения россиян».
Гражданское образование и воспитание в
школе имеет положительный и многолетний опыт. В школе действует клуб
«Гражданин», который является победителем районных, окружных, областных
конкурсов. Работает площадка детских гражданских инициатив «Я-
гражданин», идет работа над созданием виртуального музея, действует
практически единственная в районе телестудия «Зеркало», выпускается
газета «Гоша».Кроме того, есть опыт организации и проведения
мероприятий, акций различного уровня. Учителя граждановедения активно
участвуют в районных, региональных конкурсах, олимпиадах, научно-
практических конференциях.
Однако, при достаточном разнообразии
направлений и форм деятельности существует проблема стройной системы
работы по данному направлению, что приводит к снижению эффективности
работы по гражданско - патриотическому и общественному участию в жизни
гражданского общества. А как известно, приобщение ребенка к обществу
происходит через семью, школу, окружающих людей.
Устранение этих и других негативных
тенденций в учебно-воспитательном процессе требует системного подхода.
Добиться повышения эффективности невозможно в ходе одного или даже
нескольких мероприятий. Эту работу необходимо проводить последовательно.
Считаем, что внедрение программы «По ступенькам гражданского роста
юного поколения россиян» позволит выработать системный подход к
формированию гражданской позиции школьников и создать условия для его
самопознания и самовоспитания. Она включает в себя 5 направлений,
связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Цель программы:-
приобщение учащихся к гражданским ценностям через
включение в реальные гражданские отношения.
Задачи программы:
·
развитие системы гражданско-патриотического
воспитания школьников;
·
развитие у учащихся национального
самосознания, чувства любви и уважения к Родине, народу, символам и
законам государства, стимулирование их гражданской активности;
·
расширение социальной базы добровольческого
актива гражданско- патриотической деятельности;
·
помощь в разработке и реализации социально-
значимых проектов, связанных с решением проблем экологии,
миротворчества, милосердия, участия в общественно- политической жизни
родного края.
Содержание программы.
Воспитание гражданина страны - одно из
главных условий национального возрождения. Функционально грамотный
гражданин - это человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения
в обществе, развиваться и утверждаться среди людей. Одновременно
проблема воспитания гражданина в условиях новых социально-политических и
экономических реалий становится объективной потребностью современного
общества. Это объясняется рядом причин, важнейшими из которых являются:
1.
Возрождение
и становление России как демократического государства, которое возможно
только при активном участии граждан в государственных делах;
2.
Создание
правового государства диктует необходимость формирования у населения
гражданских качеств и соответственно решения задач формирования правовой
культуры человека;
3.
Постановка
задачи построения гражданского общества требует формирования и развития
у юных граждан России новой гражданской культуры.
Ключевые понятия программы.
-
Особенности процесса формирования гражданственности в
рамках программы.
Программа не оторвана от реальной,
повседневной жизни. Приобщение ребенка к обществу происходит через
семью, школу, сверстников, окружающих людей. Эти социальные сферы
оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие
гражданственности.
В связи с этим выделяются:
·
собственная личность воспитанника;
·
ближайшие сферы жизнедеятельности ребенка –
семья, школа, окружающие люди;
·
макросферы: Отечество, планета Земля.
Включаясь в жизнь социумов,
воспитанники выполняют необходимые
виды деятельности или социальные роли.
2.
Для освоения
и реализации социальных ролей воспитанникам необходимы:
·
знания о социальных процессах, явлениях
окружающей жизни;
·
умения включаться в жизнь семьи, школы,
коллектива, села, общества,
страны;
·
действия на благо себе, своей семье,
школе, селу, обществу, стране и
Миру.
3.
Гражданственность: сущность и условия формирования и становления.
Гражданственность-
это освоение и реализация человеком своих прав и обязанностей
по отношению к самому себе как личности, к своей семье,окружающим
людям, обществу, Отечеству. Социальное содержание формирования и
становления гражданственности как интегрального качества человека
заключается в воспитании положительных отношений человека:
·
к своему Отечеству и человеческой
цивилизации в целом;
·
гражданскому обществу и правовому
государству как к гражданским идеалам;
·
гуманизму как принципу отношений между
людьми;
·
к ответственности и долгу как норме
общественного поведения;
·
к социальной активности;
·
к самому себе как свободной, трудолюбивой,
творческой, наделенной нравственными качествами личности;
Педагогические условия формирования и
становления гражданственности:
·
гуманизация образования, выход на
гуманистическую систему
воспитания;
·
соответствие содержания образования и
воспитания заявленным идеям,
принципам, целям и задачам
гражданского воспитания;
·
разумное размещение во времени и
пространстве всех
целенаправленных взаимодействий;
-
Ценностные компоненты, заложенные в программе
Нравственное воспитание
- это тот фундамент, на котором педагоги и родители могут осуществлять
все виды своей педагогической деятельности, формируя и развивая в детях,
подростках и юношестве комплекс нравственных качеств личности, в том
числе и таких как порядочность, совесть, ответственность за свои дела и
поступки, сострадание, доброта.
Культура
способствует формированию и развитию социокультурного типа личности, в
которой гармонично сочетаются традиционные национальные ценности и
ценности мировой культуры.
Культура гражданская
предполагает формирование и развитие политической, правовой, трудовой
культур.
5.
Реализация
всех положений программы будет идти с помощью:
·
общения – просвещения;
·
активного включения в личную гражданскую
жизнь, гражданскую
жизнь семьи, школы, села, страны.
Основные мероприятия программы:
·
внедрение в учебно- воспитательную работу
подпрограмм:
«Я- человек! Я- личность!»
-« Я и моя семья»
- « Я и другие люди»
-« Я и планета Земля»
« Я и общество»;
·
формирование правовой культуры учащихся,
учителей, родителей,
через работу правового клуба
«Живое право»;
·
работа площадки гражданских инициатив « Я-
гражданин»;
·
информационное сопровождение деятельности
по программе;
Ожидаемые результаты реализации
программы:
Реализация программы позволит:
·
развить систему гражданско-патриотического
воспитания учащихся;
·
утвердить имидж школы, как крупного
образовательного центра развития гражданского образования;
·
расширить добровольческое движение
гражданско- патриотической деятельности;
повысить гражданско- патриотическую грамотность и сознательность в
условиях реализации гражданских прав и свобод
|